Подготовила Жих М.В.,
классный руководитель 7 класса
Классный час
Тема «Жизнь – главная ценность»
Цели: профилактика кризисных состояний, формирование жизнеустойчивых позиций у подростков, побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной, выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.
Задачи:
формировать ценностное отношение учащихся к жизни;
активизировать учащихся к продуктивному мышлению, анализу;
развивать коммуникативные умения;
воспитывать способность воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга
Ход классного часа
1. Определение темы и цели.
- Тема сегодняшнего классного часа «Жизнь – главная ценность». Я предлагаю поговорить о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО! Давайте попробуем в ходе классного часа ответить на непростые вопросы: Что такое жизнь? Почему жизнь ценность?
2. Беседа
- Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо да Винчи: «Помни, жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает».
В жизни мы часто слышим выражения: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз», «Жизнь не задалась». Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь. Что есть человеческая жизнь? Определите это понятие одним словом! Ответ напишите на символическом яблоке.
(Учащиеся дают определение слову Жизнь).
- Известный философ О.Хаяма говорил:
От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь - ни мало, ни много – мгновенье одно!
- Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ»
(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)
- Какое определение вам ближе и почему?
(ответы учащихся)
- Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. А сейчас ребята мы выполним одно упражнение.
Упражнение «Закончи предложение»
- Сейчас я раздам вам карточки, на которых нужно закончить предложения:
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
Я пойму что, счастлив, когда…
Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…
(Обсуждение упражнения).
- Ребята сейчас я прошу вас посмотреть на экран.( На экране появляются картины когда человеку плохо, когда человек сломлен, а после картинки что выход есть из любой ситуации или проблемы).
- На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо. Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться.
Впереди ещѐ столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из- за того, что сегодня на душе несладко!
Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
Давайте попробуем назвать причины, когда человеку кажется, что из этой ситуации нет выхода.
(Ответы учащихся)
- Да, иногда горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд могут казаться человеку безвыходной ситуацией.
Давайте рассмотрим ещё несколько ситуаций.
Рассматриваемые ситуации:
Алкоголизм родителей
Финансовые трудности
Необоснованные обвинения
Неразделенная любовь
Насилие со стороны взрослых
Отношения со сверстниками
Пути решения:
Работа «Телефонов доверия»
Помощь профессиональных психологов, социологов
Поддержка друга
Помощь со стороны близких родственников
Помощь со стороны классного руководителя
- Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз. Многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, любая проблема решаема.
Упражнение «КАПЛЯ»
(Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле краски)
- Перед каждым из вас лежит лист, на котором есть капелька. Каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
(Минута для выполнения)
- Если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делайте из мухи слона!
- А теперь представим разные случаи, когда у вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.
Упражнение «Как управлять своими эмоциями»
- Ребята, на листочке напишите все негативные или плохие эмоции, которые вы испытывали когда-либо. Теперь про себя прочитайте их и вспомните, когда вы испытывали эти эмоции. А сейчас разорвите листочек на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину.
- Что вы чувствовали, когда писали эмоции?
Что чувствуете сейчас?
- А сейчас я познакомлю вас еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.
Памятка как управлять эмоциями:
Комкать и рвать бумагу
Бить подушку или боксерскую грушу
Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать
Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую игрушку)
Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку.
Упражнение «Я НЕ ОДИН»
- Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
- Наш разговор мне хочется закончить притчей об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности. Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь плохо? Ну, так Я покажу тебе, что такое ―плохо на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь хорошо? Ну, так Я покажу тебе, что такое ―хорошо на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшний разговор, надеюсь, может стал для кого-то из вас маленьким шагом на пути к осмыслению
Многогранного понятия «жизнь».