9 клас

Родительский университет «Портрет современного подростка»

В.В. Халюков,

классный руководитель 9 класса

ГУО «Дворецкая средняя школа»

Дата проведения: 25.10.2024 г. 

Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, сплочение семьи.

 Задачи:

-          Познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста;

-          Ознакомить родителей со способами  выстраивания отношений с детьми

-           Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

        Материал: анкета, памятка для родителей.

 Анкета для родителей:

  1. Знаете ли Вы друзей своего ребёнка?
  2. Проводите ли Вы совместные праздники с детьми?
  3. Знают ли дети Ваших друзей?
  4. Любите ли Вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?
  5. Считаете ли Вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?
  6. Часто ли Вы беседуете по душам с детьми?
  7. Самостоятелен ли Ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?
  8. Комфортно ли Вашему ребёнку в школе?
  9. Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?
  10. Как Вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для Вас?

  Здравствуйте, уважаемые родители. Рад приветствовать вас на занятии родительского  университета. И поговорим мы с вами о современных подростках,  особенностях подросткового возраста.

 Цитаты для обсуждения:

  1. «Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». (Джон Дьюи).

Подростковый возраст – это  период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании подростка  появляется чувство взрослости. Ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

 Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится  личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Учебная деятельность и школа перестают быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится личностное общение со сверстниками.

В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

Характерологическая особенность подростков проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. Например, оно выражается в желании  утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки. У подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Воспитание подростков.

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». (А. Макаренко).

Взрослые делают ошибки в общении с подростками и их воспитании независимо от своего уровня образования, материального благосостояния или возраста. Все эти факторы, разумеется, также имеют собственную силу, но это будут совершенно другие ошибки.

  1. Гипопротекция

 Период, когда повышенная свобода, поступки ребенка не контролируются. Взрослые ничего не знают о своём подростке, с кем и где он проводит время. Взрослые формально выполняют собственные функции, но нечего не делают для воспитания.  В результате подросток будет искать  необходимые ему нормы и ценности вне семье. И не всегда эти нормы не противоречат его общественному закону, психике и здоровью.

  1. Гиперпротекция

 Родительское воспитание с повышенным контролем и повышенным внимание к подростку. Взрослые хотят полностью контролировать поведение подростка.

Такое воспитания   игнорирует личность подростка. Поэтому возникает падение адаптивных способностей ребенка: потребительская позиция, беспомощность, конфликты со сверстниками.

А у некоторых детей такой тип воспитания, вызывает протест, ведущий к различным нарушениям поведения и к обострению взаимоотношений с родителями.

  1. «Кумир семье»

 «Мимозное воспитание». Целью взрослых становится удовлетворение всех потребностей подростка, желание избавить его от всех трудностей. Подросток в результате становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, получать все желаемое без особого труда. При столкновении с трудностями ему трудно с ними справится.

  1. Жесткие отношения

 Сильно жестокое отношение с неприятными расправами за непослушание и мелкие проступки вызывают у подростка ожесточение и страх перед взрослыми. Как правило, c таких подростков вырастают жестокие  люди.

  1. Эмоциональное отвержение

 Родительское воспитание по типу Золушка. Родители тяготятся подростком, который всегда это ощущает, особенно если в доме есть ещё один малыш, получающий от них особое внимания. Такое воспитание развивает скрытность, обидчивость, чувствительность и ранимость.

  1. Воспитание вундеркинда

 Взрослые хотят дать подростку  образование. Кроме учебы в школе, подросток занимается спортом, иностранным языком, музыкой. Он постоянно куда-то спешит, занят.

В таких ситуациях подросток лишается возможности общаться со сверстниками. У него протест против данного режима. Он хочет избавиться от нагрузок, поэтому выполняет их формально. Загруженность способна развивать  тревожность и истощаемость нервной системы.

Мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость.

 В этом вам помогут следующие правила поведения.

Правила поведения в ранней ситуации, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком:

  1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
  3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
  4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
  5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
  6. Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Заключение

Любому подростку всегда нужна любовь и внимание родителей. Уверенность в том, что кто-то его сильно любит, совершенно бескорыстно. Любить от всего сердца могут только любимые родители.

 Самое главное в отношениях – это доверие.

 Доверяйте своему подростку и говорите с ним как с другом, криком ещё никто ничего не добивался. С наказанием и криком вы будете обычными родителями, а вы в таком возрасте должны быть настоящим другом.  Другом, с которым можно поделиться своими проблемами и мыслями.

 Каждый подросток может быть хорошим человеком, если правильно его воспитывать. 

 Уважаемые родители, предлагаю вам  памятку с советами для выстраивания отношений с детьми. (Приложение 1).

Главное – это создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми.

 

 

 

Приложение 1

Советы родителям - друзьям подростка.

-       Учитесь уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестаньте делать выговоры и унижать его друзей (узнайте их лучше, разрешив пригласить их домой).

-       Не усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

-       Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности. Применяйте «Я – высказывание».

-       Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите, молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол, спойте под гитару, обсудите новости в Интернете.

-       Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте, а попробуйте понять.

-       Помогайте, когда он просит вас об этом.

-       Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.

-       Делитесь своими чувствами, переживаниями, тревогами по различным поводам.

-       Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю эмоциям - слезам, крикам, угрозам.

 

Советы родителям - друзьям подростка

-       Учитесь уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестаньте делать выговоры и унижать его друзей (узнайте их лучше, разрешив пригласить их домой).

-       Не усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

-       Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности. Применяйте «Я – высказывание».

-       Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите, молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол, спойте под гитару, обсудите новости в Интернете.

-       Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте, а попробуйте понять.

-       Помогайте, когда он просит вас об этом.

-       Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.

-       Делитесь своими чувствами, переживаниями, тревогами по различным поводам.

-       Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю эмоциям - слезам, крикам, угрозам.

 

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/