Родительский университет «Портрет современного подростка»
В.В. Халюков,
классный руководитель 9 класса
ГУО «Дворецкая средняя школа»
Дата проведения: 25.10.2024 г.
Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, сплочение семьи.
Задачи:
- Познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста;
- Ознакомить родителей со способами выстраивания отношений с детьми
- Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Материал: анкета, памятка для родителей.
Анкета для родителей:
- Знаете ли Вы друзей своего ребёнка?
- Проводите ли Вы совместные праздники с детьми?
- Знают ли дети Ваших друзей?
- Любите ли Вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?
- Считаете ли Вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?
- Часто ли Вы беседуете по душам с детьми?
- Самостоятелен ли Ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?
- Комфортно ли Вашему ребёнку в школе?
- Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?
- Как Вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для Вас?
Здравствуйте, уважаемые родители. Рад приветствовать вас на занятии родительского университета. И поговорим мы с вами о современных подростках, особенностях подросткового возраста.
Цитаты для обсуждения:
- «Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». (Джон Дьюи).
Подростковый возраст – это период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании подростка появляется чувство взрослости. Ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Учебная деятельность и школа перестают быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Характерологическая особенность подростков проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. Например, оно выражается в желании утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми.
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки. У подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.
Воспитание подростков.
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». (А. Макаренко).
Взрослые делают ошибки в общении с подростками и их воспитании независимо от своего уровня образования, материального благосостояния или возраста. Все эти факторы, разумеется, также имеют собственную силу, но это будут совершенно другие ошибки.
- Гипопротекция
Период, когда повышенная свобода, поступки ребенка не контролируются. Взрослые ничего не знают о своём подростке, с кем и где он проводит время. Взрослые формально выполняют собственные функции, но нечего не делают для воспитания. В результате подросток будет искать необходимые ему нормы и ценности вне семье. И не всегда эти нормы не противоречат его общественному закону, психике и здоровью.
- Гиперпротекция
Родительское воспитание с повышенным контролем и повышенным внимание к подростку. Взрослые хотят полностью контролировать поведение подростка.
Такое воспитания игнорирует личность подростка. Поэтому возникает падение адаптивных способностей ребенка: потребительская позиция, беспомощность, конфликты со сверстниками.
А у некоторых детей такой тип воспитания, вызывает протест, ведущий к различным нарушениям поведения и к обострению взаимоотношений с родителями.
- «Кумир семье»
«Мимозное воспитание». Целью взрослых становится удовлетворение всех потребностей подростка, желание избавить его от всех трудностей. Подросток в результате становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, получать все желаемое без особого труда. При столкновении с трудностями ему трудно с ними справится.
- Жесткие отношения
Сильно жестокое отношение с неприятными расправами за непослушание и мелкие проступки вызывают у подростка ожесточение и страх перед взрослыми. Как правило, c таких подростков вырастают жестокие люди.
- Эмоциональное отвержение
Родительское воспитание по типу Золушка. Родители тяготятся подростком, который всегда это ощущает, особенно если в доме есть ещё один малыш, получающий от них особое внимания. Такое воспитание развивает скрытность, обидчивость, чувствительность и ранимость.
- Воспитание вундеркинда
Взрослые хотят дать подростку образование. Кроме учебы в школе, подросток занимается спортом, иностранным языком, музыкой. Он постоянно куда-то спешит, занят.
В таких ситуациях подросток лишается возможности общаться со сверстниками. У него протест против данного режима. Он хочет избавиться от нагрузок, поэтому выполняет их формально. Загруженность способна развивать тревожность и истощаемость нервной системы.
Мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость.
В этом вам помогут следующие правила поведения.
Правила поведения в ранней ситуации, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком:
- Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
- Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
- Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
- Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
- Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
- Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Заключение
Любому подростку всегда нужна любовь и внимание родителей. Уверенность в том, что кто-то его сильно любит, совершенно бескорыстно. Любить от всего сердца могут только любимые родители.
Самое главное в отношениях – это доверие.
Доверяйте своему подростку и говорите с ним как с другом, криком ещё никто ничего не добивался. С наказанием и криком вы будете обычными родителями, а вы в таком возрасте должны быть настоящим другом. Другом, с которым можно поделиться своими проблемами и мыслями.
Каждый подросток может быть хорошим человеком, если правильно его воспитывать.
Уважаемые родители, предлагаю вам памятку с советами для выстраивания отношений с детьми. (Приложение 1).
Главное – это создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми.
Приложение 1
Советы родителям - друзьям подростка.
- Учитесь уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестаньте делать выговоры и унижать его друзей (узнайте их лучше, разрешив пригласить их домой).
- Не усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
- Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности. Применяйте «Я – высказывание».
- Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите, молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол, спойте под гитару, обсудите новости в Интернете.
- Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте, а попробуйте понять.
- Помогайте, когда он просит вас об этом.
- Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
- Делитесь своими чувствами, переживаниями, тревогами по различным поводам.
- Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю эмоциям - слезам, крикам, угрозам.